Первоначально музыка, танцы и песенно-поэтическое творчество составляли неразрывное целое, но постепенно песенно-поэтическое творчество выделилось в самостоятельную отрасль литературы, зато музыка и хореография так и остались неразрывными.Исследование рынка водонагревателей
Музыка и танцы в глубокой древности были элементами, сопровождавшими церемонии жертвоприношений и императорских приемов, отличались торжественностью и ритуальным характером. Они служили средством утверждения общепринятых правил этикета, наряду с прославлением правителя являлись выражением идеи строгой иерархии и социального порядка. Такая музыка называлась «яюе» («изящная музыка»). В эпоху Чжоу император и князья лично давали распоряжения, касающиеся содержания музыкально-танцевальных представлений, размеров оркестра, набора и количества музыкальных инстру-
Псрсонаж пекинской оперы «цзин»
(«роли мужественных или коварных’персонажей»)
Набор музыкальных инструментов «бяньчжун», обнаруженный в Суйсяне (пров. Хубэй)
ментов и т. п., требовали их неукоснительного исполнения. Лишь с приходом в упадок чжоуской династии, когда «официальный этикет был подорван и нарушены правила ритуальной музыки», на дворцовые церемонии стали допускать народные музыку и танцы.
На протяжении длительного времени в Древнем Китае господствующее место в музыкально-танцевальном искусстве занимали дворцовые музыка и танцы. При династиях Хань и Тан, когда империя достигла небывалой мощи и оживленный характер приобрели экономические и культурные связи с другими странами, высокого уровня достигло и музыкально-танцевальное искусство. При дворе был учрежден специальный департамент по делам музыки и танцев, в обязанности которого входило собирать народные песни и танцы, готовить исполнителей, курировать и вносить усовершенствования в порядок музыкально-танцевального дела, одним словом, способствовать его расцвету. Танский император Сюань — цзун (годы правления 712—756 гг.), большой любитель музыки, самолично ее сочинял и вел в саду Лиюань уроки музыки, число слушателей которых доходило до нескольких сот. Сад Лиюань считается первым в Китае императорским музыкально-танцевальным училищем. Музыка эпохи Тан оказала большое влияние на последующее развитие древнекитайской музыки и поэзии. Одним из примеров такого влияния служит музыкально-поэтический жанр «цы», возникший на основе танских песен и занявший при династии Сун место одного из главных направлений поэзии.
Начиная с XIII в. на важное место культурной жизни Китая выдвигается театр, музыкально-танцевальное искусство как самостоятельный жанр утрачивает свое былое значение, но в качестве неотъемлемого элемента театраль-
Картина «Очарование музыки», автор — сунский император Чжао Цзи
Погребальные фигурки музыкантов
ных представлений оно сохранило свои закономерности развития.
Что касается музыкальных инструментов, то в Китае они зародились в глубокой древности и пережили длительную эволюцию. В эпоху Западная Чжоу было известно более 70 видов музыкальных инструментов. Они изготовлялись из металла, дерева, бамбука, шелка и других материалов (всего насчитывается 8 разновидностей материалов). В ту же эпоху появился и инструмент «бяньчжун» (набор бронзовых колоколов). При раскопках могильника 2300-летней давности на территории уезда Суйсян пров. Хубэй был извлечен гигантский «бяньчжун», в котором насчитывается 65 колоколов разного размера, подвешенных на трех параллельных перекладинах, укрепленных на бронзовой раме высотой 3 м. Все колокола разделены на 8 групп по высоте издаваемого звука. Музыкальный регистр «бяньчжуна» охватывает 5 октав и 12 полутонов, на нем можно исполнять любые музыкальные произведения. В том же могильнике находились барабан, цитра, гусли, язычковый инструмент «шэн», многоствольная флейта «пайсяо», всего 27 инструментов. Недаром за этим могильником закрепилось название «подземный музыкальный клад».
Музыкальные инструменты Древнего Китая можно разделить на две группы: щипковые и духовые. К щипковым относятся гусли «чжэн», лютня «пиба», «шэн», флейта. Самые ранние инструментальные ансамбли были составлены из исполнителей на гуслях и многоствольной флейте, они аккомпанировали в танцевально-песенных номерах, а позднее стали выступать самостоятельно.
Щипковые инструменты преобладали в Южном Китае, их звучание отличалось мелодичностью и большим изяществом, исполняемые пьесы были проникнуты живостью и оптимизмом. Как правило, число исполнителей в ансамбле было невелико, в предельном случае их было всего двое: один играл на струнном инструменте «эрху», другой — на флейте. Оркестры духовых инструментов были значительно многочисленнее, причем в их состав входили и ударные инструменты, такие оркестры давали представления под открытым небом и по случаю массовых мероприятий. Ударно-духовая музыка отличается мощью и создает праздничную атмосферу ликования. В Северном Китае особенно популярно исполнение на духовых инструментах, тогда как в Южном Китае предпочтительнее игра на ударных — барабанах и гонгах. Музыка служила сопровождением и
обязательным элементом свадебных и похоронных обрядов, религиозных церемоний, спортивных состязаний, дворцовых приемов и пр. Однако не существовало традиции устраивать музыкальные концерты «ради самой музыки». Они вошли в обычай уже в наше время.
Народные танцы, в отличие от дворцовых, не были скованы многочисленными ограничениями и носили непринужденный характер. Они получили распространение главным образом в деревне. Но и в городах по случаю праздников богатыми домами устраивались танцевальные представления. Отличительной особенностью древнекитайского хореографического искусства было сочетание элементов танца с акробатикой. Примером может служить популярный номер «Танец с львами» с элементами эквилибристики и приемами борьбы ушу. Примечательно, что не в обычае ханьцев было прибегать к танцу как средству выражения эмоций, они предпочитали оставаться зрителями. Иное дело обычаи этнических групп на территории Китая. Как правило, все они были большими мастерами по части песен и танцев. Хорошо известны массовые тибетские танцы, в которых участники размахивают длинными рукавами кафтанов и ритмично притопывают; монгольские танцы с характерными, подрагивающими движениями плеч и рук. Эти танцы выражают мужество и размах души народа. В танцах монголов и казахов, привыкших к кочевому образу жизни, проглядываются элементы верховой езды с галопирующим ритмом и нарочито резкими движениями исполнителей. У проживающих в Южном Китае народностей чжуан и ли популярны танцы «Сбор чая», «Молотьба риса», воспроизводящие привычные для народа трудовые навыки.
Археологами при раскопках древних захоронений были обнаружены изразцовые кирпичи эпохи Хань. Орнаменты, покрывающие эти кирпичи, изображают, в частности, представления скоморохов «байси» (включающие исполнение на музыкальных инструментах, вокал, танцы, цирковые номе-
Фреска эпохи Тан в Могаоских пещерах Дунъхуана
ра, фокусы, комедийные сценки и пр.). В отличие от западных фокусников, прибегавших к шумовым и иллюминационным средствам, древнекитайские фокусники работали почти без всякого реквизита, если не считать тонкого шелкового платка, который в их руках претерпевал невероятные превращения. Судя по изображенным на изразцовых кирпичах исполнителям — эквилибристу, держащему на голове длинный шест, канатоходцу на канате, акробату, прыгающему через обруч, цирковое искусство в Китае в те далекие времена уже достигло довольно высокого мастерства Традиционное китайское цирковое искусство требовало, чтобы исполнитель обладал сильными, тренированными торсом и ногами, а кроме того, умел удерживать значительную тяжесть на голове Популярными номерами были держание на голове шеста и других тяжестей, прыжки сальто и пр. Во времена Троецарствия была изобретена деревянная игрушка, имитирующая цирковые представления, которая приводилась в действие силой воды. Система колес и передач, приведенная в движение водой, в свою очередь заставляла двигаться танцовщиц, музыкантов играть на свирели и ударять в барабан, деревянного фехтовальщика размахивать мечом, эквилибриста выделывать на канате стойку и пр. Эта игрушка свидетельствует о популярности в народе циркового искусства, а кроме того, сама по себе являет образец высокого мастерства в механике.
Атрибуты, используемые в китайском цирковом искусстве, весьма своеобразны. Как пишет известный историк Джозеф Нидхэм, когда изобретатель воздушного шара француз Монгольфье (1740—1810 гг.) обдумывал конструкцию воздушного шара, на него произвел большое впечатление рассказ очевидца, побывавшего в Восточной Азии и наблюдавшего там эквилибристов, балансирующих на тонкой проволоке, помогая себе раскрытым зонтиком, который они держали в руке. Очевидно идея раскрытого зонтика как средства, помогающего сохранить равновесие в воздухе, немало помогла изобретателю в его работе. А ведь номер балансирования на проволоке с зонтиком в руках до сих пор является одним из популярных номеров программы китайского цирка.